Польская органная музыка Ренессанса и раннего Барокко

6 сентября 2014 в 19.00 в Храме св. Станислава в Санкт-Петербурге состоится концерт "Польская органная музыка Ренессанса и раннего Барокко".

В программе:

1.      Аноним, Преамбула ля минор
из табулатуры монастыря св. Духа в Кракове (1548)
2.      Аноним, Прелюдия ре минор
из табулатуры Яна из Люблина (около 1540)
3.      Николай из Кракова, Преамбула фа мажор
(первая половина XVI века, пьеса датируется 1546 годом)
4.      Аноним (1548), Cantio Polonica
из табулатуры музея в Лейпциге (1619)
5.      Петр Зеленовский, Фантазия ре минор
6.      Аноним (XIII век), Богородица
(одноголосный гимн польских рыцарей XIII века)
7.      Якоб Сова (†1593), Salve Regina
8.      Миколай из Кракова, танец «Гайдуки»
9.      Миколай из Кракова, танец «Alia Poznanie»
10.  Аноним (около 1300 года), Omnia beneficia
(первое польское многоголосное произведение)
11.  Ян Подбельски (XVII век), Прелюдия ре минор
12.  Аноним, Преамбула фа мажор
из табулатуры Яна из Люблина (около 1540)
13.  Николай Радомский (начало XVI века), Аллилуйя
14.  Аноним, Przez twe swiete zmartwychwstanie
из табулатуры монастыря св. Духа в Кракове (1548)
15.  Мартин Леополита (1530-1589), Ричеркар
16.  Миколай из Кракова, Salve Regina
17.  Ержи Либан (1464-1546 r.), Ortus de Polonia
18.  Миколай из Кракова, Хоральная прелюдия
19.  Диомедис Като (1560-1619), Фантазия и мотет
20.  Анджей Рогачевский (1620), Канцона
21.  Аноним, Преамбула соль минор
из табулатуры Яна из Люблина (около 1540)
22.  Викентий из Кельчи (1200-1263), Gaude, mater Polonia
(гимн св. Станиславу, 1254 г., гармонизация более позднего времени)
Исполняет Александр Цветков

Дополнительная информация
Сегодняшнее музыкальное служение посвящено довольно редкому репертуару в нашей стране – польским органным табулатурам. Всего польских органных табулатур известно около полутора десятков. Они охватывают период от позднего средневековья до раннего барокко. Наиболее известные из них – табулатура Яна из Люблина (Jan z Lublina), утерянная в оригинале (но сохранившаяся в копиях) табулатура монастыря св. Духа в Кракове, а также самая поздняя по времени – Варшавская табулатура. Большинство польских табулатур используют музыкальную нотацию немецкой барочной органной школы. В этой системе написана в оригинале даже часть «Органной книжечки» И.С.Баха.
Имена большинства авторов произведений в этих табулатурах остались, как это часто бывает, неизвестными. Однако несколько композиторов мы можем назвать. Прежде всего, это Николай (или Миколай) из Кракова (Mikolaj z Krakowa), известный еще и латинизированной форме как Nicolaus Cracoviensis. Его имя упоминается в архиве Краковского (или как его еще называют Ягеллонского) университета. Этот университет окончили многие известные люди, например, римский папа Иоанн Павел II, писатель-фантаст и философ Станислав Лем. Но самое интересное, что  в 1491-1495 гг. в этом университете учился Николай Коперник! Сохранилось, по-видимому, всего 5 произведений, приписываемых Миколаю из Кракова.
Николай Радомский (польск. Mikołaj z Radomia) — известный польский композитор. Жил в первой половине XV в. Он писал сочинения для голоса с инструментальным сопровождением. С 1442 года придворный музыкант, исполнитель на чембало (имел титул «clavicembalista reginae Poloniae»). Писал как церковную, так и светскую музыки. Его мастерство проявилось главным образом в его 3-голосных вокально-инструментальных сочинениях, которые стоят в одном ряду с произведениями лучших представителей европейской музыки XV века.
Викентий из Кельчи, он же Винсент из Кельц (польск. Wincenty z Kielczy, Wincenty z Kielc; род. ок. 1200 — ум. после 1263) — польский священник, поэт, первый известный польский композитор. Точное место рождения неизвестно. На право называть его «своим» претендуют город Кельце и силезское село Кельча. В 1257 году стал каноником краковским, в 1258—1260 годах был приором монастыря доминиканцев в Рацибуже. Винсент является первым известным по имени польском композитором. Автор официума Historia gloriosissimi Stanislai, сочиненного для обряда переноса тела епископа до алтаря (1254). В состав официума входит известная польская песня Gaude Mater Polonia, которую рыцари пели после удачной битвы.
Мартин Леополита или Мартин из Львова (польск. Marcin Leopolita, Martinus Leopolita, Leopolitanus, Marcin ze Lwowa) (ок. 1530, Львов – † ок. 1589, Львов) — польский органист, композитор эпохи Возрождения, придворный музыкант короля Сигизмунда II Августа. Был учеником Себастьяна (Роксолануса) из Фельштына, который преподавал теорию музыки в Ягеллонском университете.
С 1560 до 1564 – музыкант при дворе короля Сигизмунда II Августа, в обязанности которого входила также и работа в знаменитой капелле Вавельского замка и хоре Вавельского собора в Кракове, т. н. рорантистов (от лат. назв. утренней молитвы «Rorate coeli» — «Молитесь небу»). Первый биограф композитора Шимон Старовольский утверждал, что помимо своих обязанностей при капелле, Леополита изучал также поэтику в Ягеллонском университете (Collegium Maius). После 1564 вернулся во Львов.
Мартин Леополита считается одним из самых ярких представителей польской ренессансной музыки. В его творчестве синтезировались традиции заложенные его учителем Себастьяном из Фельштына и достижения нидерландской полифонической школы, итальянской и французской музыки.
Анджей Рохачевский (Andrzej Rohaczewski) – композитор и органист начала XVII века. Достоверных данных о его биографии практически нет, единственное, что мы знаем наверняка, это то, что он работал при дворе Альберта Станислава Радзивилла в течение первой трети XVII века. Известно всего лишь несколько его композиций в Пеплинской табулатуре (Tabulatura Peplińska). Канцона, вероятно, создана для камерного состава, хотя записана как органное произведение (что было типично для того времени). Форма пьесы – канцона в итальянском стиле, характерная для раннего барокко. Это произведение является самым ранним примером такого типа музыки в Польше.
Диомед Като (Diomedes Cato) (1560/1565 — после 1619) – композитор и лютнист итальянского происхождения, почти всю жизнь жил и работал в Польше. Известен своей инструментальной музыкой в смешанном стиле переходного периода между эпохами Возрождения и Барокко, объединившей итальянские традиции с польским фольклорным материалом.
Диомед Като родился неподалеку от города Тревизо между 1560 и 1565 в семье учителя. Около 1565 его протестантская семья, спасаясь от инквизиции, уехала из Италии и нашла убежище в Польше. Като, который покинул Италию в раннем детстве, получил все свое музыкальное образование в Кракове, где поселилась его семья. Первым местом его работы была должность лютниста при дворе короля Шведского и Польского Сигизмунда III, где он проработал с 1588 по 1593.
Диомед Като сочинял духовную и светскую музыку, вокальную и инструментальную. Самую большую известность приобрели его работы для лютни, всего насколько десятков произведений разных форм и стилей, включая «польский танец» (chorea polonica), фантазии, гальярды, прелюдии и другие. Некоторые черты стиля раннего Барокко хорошо видны в его музыке: это использование коротких мотивов, которые повторяются и объединяются в длинные секции, а также использование связующих эпизодических элементов внутри основной тематической линии. С другой стороны, часть его музыки для лютни использует устаревшие имитационные вокальные линии, в стиле середины XVI века.

Приглашения на концерт можно получить:

  •     по email: royal_spb@mail.ru;
  •     по телефону: +7 981 1131208, с 12 до 18,
  •     а также в храме св. Станислава


Адрес костёла св. Станислава в Санкт-Петербурге: ул. Союза Печатников, д.22